Группа компаний «STEP-BY-STEP»
русскийenglishhomee-mail
Маркетинг Брендинг Call Center Консалтинг Аналитика
         
Новости

25.07.2022

Фудшеринг: что это, и нужен ли он?

Фудше́ринг — это практика распределения продуктов питания, как правило с истекающим (не истёкшим) сроком годности, между членами сообщества с помощью специальных организаций или онлайн-платформ. 

Фудшеринг зародился как способ предотвращения образования пищевых отходов в Германии и является проявлением экономики совместного потребления. 

Расскажем о некоторых проектах, получивших развитие: 
  • Сервис Tabete из Японии предлагает еду со скидкой более чем в 600 барах, ресторанах и пекарнях Токио. Он пережил настоящий бум популярности во время карантина, когда объем предложения более чем удвоился с февраля по март. Приложение позволило пользователям поддержать любимые заведения, а бизнесу компенсировать потери от отсутствия в Токио туристов и закрытия торговых залов. 
  • После объединения с сервисом lebensmittelretten.de, на немецкой платформе foodsharing.de появилась возможность делиться едой с другими людьми и сотрудничать с магазинами и супермаркетами. С тех пор предложение резко выросло и количество пользователей сервиса увеличилось более чем в четыре раза. 
  • Сервис Olio из Великобритании позволяет размещать и искать объявления не только с едой, но и с другими, в том числе hand made, товарами. За счет удобного приложения, целой экосистемы и партнерства со многими локальными производителями, Olio стал наиболее популярным фудшеринг сервисом в США и Великобритании. 


Источник: Sharecity


Ежегодно в России образуется около 17 млн т пищевых отходов (объем, эквивалентный годовому рациону 30 млн взрослых человек, а это больше, чем официальное количество россиян, живущих за чертой бедности (около 20 млн человек)). Если добавить потери, образующиеся в цепочке поставок, включая сельхозпроизводство, переработку, логистику и хранение, общий объем потерь — 42 млн т в год. 

Помимо гуманитарной стороны вопроса, утилизация такого количества мусора чревата последствиями и для окружающей среды. Сейчас в России нет онлайн-платформы, которая завоевала бы рынок, как когда-то это сделал в Европе сервис Olio, насчитывающий 2.3 млн пользователей. 

Однако, в стране есть фонд продовольствия «Русь», распределяющий значительные объемы продуктов питания среди благотворительных организаций по всей стране. С фондом сотрудничает около 20 разных НКО в 57 регионах России. 
Проект foodsharing.ru объединил активистов идеей спасения продуктов питания и предотвращения образования пищевых отходов. Волонтеры забирают еду в кафе, столовых и магазинах, сотрудничающих с сервисом foosdsharing.ru, и распределяют среди заинтересованных. В сообществе проекта около 50 тыс. человек. 
Мобильные приложения продают еду из кафе и ресторанов со скидкой 50-80%. Среди наиболее популярных в Москве и Петербурге — EatMe, LastBox, DoggyBag и другие. 
Существуют группы в «ВКонтакте», где пользователи делятся оставшейся едой друг с другом. Самая многочисленная из этих групп — петербургская «Отдам еду даром», которая объединяет более 69 тыс. пользователей. Также сравнительно крупные группы (более тыс. участников) существуют в Петрозаводске, Набережных Челнах и Архангельске. 

Несмотря на такое разнообразие, все фудшеринг-сервисы, работающие сегодня в России, спасают только 7 тыс. т еды. Это менее половины процента пищевых отходов. 

Анализируя состав пищевых отходов, можно выделить топ-3 категорий продуктов питания, дающих наибольший объем: 
  • Зерновые продукты (хлебобулочные и макаронные изделия, мука) занимают первое место в пищевых отходах домохозяйств (62%) и третье место в пищевых отходах оптовых и розничных компаний (12%). 
  • Молочные продукты (молоко, кефир, йогурт, сыр, творог) – наоборот, лидеры в оптово-розничных отходах (47%) и № 5 в отходах потребления (5%). 
  • Картофель замыкает тройку: 15% в потребительских отходах и 11% в производственных отходах. 

Полное устранение потерь только в этих 3-х категориях позволило бы сократить долю пищевых отходов в домохозяйствах на 82%, а в оптово-розничных отходах – на 70%. 



Пищевые отходы по категориям продуктов 
Источник: ТИАР-Центр 

Недавно Минпромторг поддержал идею раздачи бесплатных продуктов с истекающим сроком годности. Проект предполагает, что торговые сети смогут бесплатно передавать нуждающимся продукты с истекающим сроком годности. Однако, речь идет только о еде, которая пригодна к употреблению, имеет нужные сертификаты качества и соответствуют действующему регулированию. «Минпромторг считает целесообразным развивать программу фудшеринга в России. <…> Если торговые сети будут передавать на благотворительность пищевую продукцию с коротким сроком годности, то это может поддержать нуждающихся и спасти около 1 млн т продовольствия в год», - сообщают в Минпромторге. 

Важно добавить, что данный вопрос требует проработки и обсуждения с ФНС, так как этот вид операций нужно освободить от НДС, дело в том, что сейчас ритейлу выгоднее списать товары и утилизировать их, чем передать продукцию на благотворительность. 

Как другие государства регулирует этот вопрос? Во Франции существует законодательный запрет на выброс пригодной к употреблению еды. В Орегоне, США, запрещено выбрасывать любые пищевые отходы. Испанская некоммерческая организация Prosalus, разработавшая фудшеринг-сервис Yonodesperdicio, помимо прочего занимается публикацией образовательных материалов, проведением лекций, мастер-классов и вебинаров по переработке отходов, уделяя особое внимание просвещению в школах и университетах при поддержке государства. Правительство Канады осуществляет широкую поддержку фудшеринга в лице ассоциации, объединяющей продовольственные банки, благотворительные и некоммерческие организации, занимающееся фудшерингом и предотвращением пищевых потерь. 



Материал написан на основании следующих источников: 
Википедия; https://milknet.ru/news/minpromtorg-poddergal-ideyu-razdachi-besplatnih-produktov-437728; https://trends.rbc.ru/trends/sharing/5f7ae8d79a7947d0cef61d7c; https://tiarcenter.com/foodsharing/

Приглашаем всех друзей присоединиться к нашим сообществам:
https://vk.com/club164978024 
https://t.me/step_by_step_marketing

Возврат к списку

28.03.2024

19.03.2024

06.03.2024

Архив Новостей
home Карта сайта

125009, Москва
Брюсов переулок,
д. 11, стр. 1, офис 208а
WhatsApp и многоканальный телефон: +7 (495) 109-07-79

 

Информация для СМИ | Карта сайта | Пользовательское соглашение